Система дистанционного образования детей
в Республике Саха (Якутия)
I
Сегодня одной из важнейших задач системы образования является обеспечение каждого ребенка возможностью получить качественное образование независимо от условий и места его проживания, состояния здоровья, уровня благосостояния семьи.
Перспективным путем решения этой задачи является внедрение в деятельность образовательных организаций современных дистанционных технологий.
На сегодня в республике Саха (Якутия) реализуются два мероприятия по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс:
«Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»;
«Модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения».
Участие образовательных организаций и обучающихся в проектах
по внедрению современных дистанционных технологий
в образовательный процесс на 2015 год
Проект |
Цель проекта |
Количество образовательных организаций |
Количество обучающихся |
«Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» |
Повышение качества образования детей-инвалидов |
203 (из 31 муниципального образования) |
645 |
«Модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения» |
Обеспечение качества образования детей, обучающихся в малокомплектных и кочевых школах путем создания системы дистанционной поддержки образования |
68 (из 20 муниципальных образований ) |
523 |
|
|
|
Всего 1168 детей |
II
Сегодня участниками проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» являются 645 детей республики. В число участников входят дети, находящиеся на длительном лечении в Национальном центре медицины и Научно-практическом центре «Фтизиатрия».
Каждый ребенок-участник мероприятия обеспечен компьютерным обоудованием и Интернет-связью.
Охват детей мероприятием «Дистанционное образование
детей-инвалидов»
Учебный год |
Количество детей-участников проекта |
2009-2010 уч.год |
55 |
2010-2011 уч. год |
235 |
2011-2012 уч. год |
485 |
2012-2013 уч. год |
645 |
2013-2014 уч. год |
645 |
2014-2015 уч.год |
645 |
Для осуществления дистанционного обучения данных детей на курсах повышения квалификации обучено более 800 педагогов и сегодня в 212 образовательных организациях республики при обучении детей-инвалидов применяются дистанционные образовательные технологии. То есть все 645 детей -участников мероприятия «Дистанционное образование
детей-инвалидов» общее образование получают в школах по месту проживания. Все школы оснащены оборудованием, необходимыми электронными образовательными ресурсами.
Охват мероприятием «Дистанционное образование
детей-инвалидов»
образовательных организаций по годам
Год |
Количество образовательных учреждений |
2009-2010 уч. год |
11 |
2010-2011 уч. год |
83 |
2011-2012 уч. год |
184 |
2012-2013 уч. год |
212 |
2013-2014 уч. год |
212 |
2014-2015 уч.год |
212 |
Безусловно, без интеграции общего и дополнительного образования не приходится говорить о качественном образовании и формировании конкурентоспособности личности.
С 2009 года по настоящее время в республике функционирует ГБОУ ДОД «Центр дистанционного образования МО РС (Я)», одним из направлений деятельности которого является осуществление дополнительного образования всех 645 детей-участников мероприятия «Дистанционное образование детей-инвалидов» по учебно-познавательному и художественно-эстетическому направлениям.
Одновременно Центр дистанционного образования выступает организатором научно-исследовательской деятельности детей-инвалидов, их участия в различных мероприятиях разного уровня.
Результатом труда Центра можно назвать успехи обучающихся на российских и международных конкурсах.
Сводная таблица участия обучающихся Центра
в конкурсах и проектах различного уровня
Уровень |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
участие |
в т.ч. призеры |
участие |
в т.ч. призеры |
участие |
в т.ч. призеры |
|
Международный |
1 |
- |
4 |
2 |
8 |
8 |
Федеральный |
3 |
1 |
9 |
4 |
6 |
6 |
Республиканский |
9 |
3 |
13 |
5 |
11 |
7 |
Городской |
1 |
1 |
4 |
5 |
1 |
1 |
Отметим, что реализация мероприятия «Дистанционное образование детей-инвалидов» финансируется из средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия). На выделенные средства обеспечивается Интернет-трафик всем участникам мероприятия, включая образовательные организации, обновляется компьютерное оборудование, программное обеспечение и образовательные ресурсы , проводятся повышение квалификации педагогов и технических работников, ведется деятельность республиканского Центра дистанционного образования.
В республике дистанционные образовательные технологии активно внедряются и в деятельность профессиональных образовательных организаций. С 2011 года молодые инвалиды имеют возможность получать в дистанционной форме специальность оператора компьютерной верстки в Республиканском техникуме-центре профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов.
В настоящее время ведется работа по организации дистанционного обучения инвалидов в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова.
Таким образом, сегодня можно говорить, что в нашей республике решение вопроса о качестве образования и успешной социализации детей-инвалидов является одним из приоритетных.
III
Проект «Модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения» является одним из мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования .
Цель проекта - обеспечение качества образования детей, обучающихся в малокомплектных, кочевых и отдаленных школах путем создания системы дистанционной поддержки образования.
С 2012 года по заявкам муниципалитетов Министерством образования Республики Саха (Якутия) созданы 20 сетей образовательных учреждений. То есть в 20 районных центрах были созданы Базовые школы, к которым прикрепили малокомплектные, кочевые и отдаленные школы, в которых не преподаются отдельные предметы из-за дефицита кадров, существует проблема низкого качества итоговой аттестации в 9, 11 классах, не организована индивидуализированная работа с одаренными детьми и т.п.
Количество участников мероприятия «Базовые школы дистанционного обучения» по годам.
Год |
Количество базовых школ |
Количество прикрепленных школ |
2012 |
10 |
30 |
2013 |
17 |
41 |
2014 |
20 |
48 |
2015 |
20 |
48 |
Для эффективной деятельности сформированных образовательных сетей Министерство образования РС(Я) обеспечило школы необходимым дополнительным оборудованием и методической поддержкой, организовало повышение квалификации педагогов, специалистов по технической поддержке.
Финансирование проекта
«Базовые школы дистанционного обучения»
|
2012 |
2013 |
2014 |
Компьютерное и интерактивное оборудование |
43, 2 млн. руб. |
19 млн. руб. |
- |
Программное обеспечение и ЭОР |
3 млн. руб |
6,3 млн. руб. |
2,1 млн. руб. |
Интернет - трафик |
7 млн. руб. |
Примерно 10 млн. руб. |
Примерно 10 млн. руб. |
Повышение квалификации |
100 т.р. |
100 т.р. |
100 т.р. |
ВСЕГО: |
53,3 млн. руб. |
35,4 млн. руб. |
12,1 млн. руб. |
Итак, в 2014-2015 учебном году в рамках этого мероприятия дистанционным обучением в республике охвачено всего 523 школьника, их обучением занимается 94 педагога.
В сложившихся образовательных сетях практикуются дистанционные уроки по общеобразовательным предметам, занятия по подготовке к итоговой государственной аттестации, элективные курсы, занятия по программам дополнительного образования, проведение внеурочных мероприятия для детей, методические мероприятия для педагогов.
Вопрос о механизме оплаты труда дистанционного учителя и тьютора в образовательных сетях решен так: оплата труда дистанционного учителя производится из фонда оплаты труда той школы, которая на основе трудового договора пользуется его услугами.
Оплата труда тьютора, сопровождающего учебный процесс на месте (в прикрепленной школе), производится из фонда стимулирующих выплат данной школы.
Итак, в результате деятельности образовательных сетей наблюдается положительная динамика по сдаче ОГЭ и ЕГЭ (наблюдается снижение количества выпускников, получивших баллы ниже порога, заметный рост среднего и максимального баллов) увеличивается охват детей дополнительным образованием, дистанционными мероприятиям различного уровня, заметно повысилась ИКТ-компетенция учителей.
Качество образования в малокомплектных школах
по результатам итоговой аттестации
Год |
Всего выпускников |
Кол-во выпускников, не сдавших математику |
Доля выпускников, не сдавших математику |
Кол-во выпускников, не сдавших русский язык |
Доля выпускников, не сдавших русский язык |
2012 |
1289 |
108 |
8,3% |
73 |
5,6% |
2013 |
927 |
20 |
2,1% |
9 |
1,0% |
2014 |
|
|
|
|
|
Показатель эффективности использования современных дистанционных технологий в образовательном процессе на примере МБОУ «Екюндюнская ООШ» Вилюйского района Республики Саха (Якутия)
Русский язык (ОГЭ)
год |
Кол. выпуск |
Средний балл |
Максим. балл |
Ниже порога |
Выше порога |
2012 |
9 |
39 |
46 |
|
9 (100%) |
2013 |
11 |
38 |
48 |
- |
11 (100%) |
2014 |
11 |
42 |
67 |
- |
11 (100%) |
Математика (ОГЭ)
год |
Кол. выпуск |
Средний балл |
Максим. балл |
Ниже порога |
Выше порога |
2012 |
9 |
31 |
35 |
- |
9 (100%) |
2013 |
11 |
28 |
45 |
- |
11 (100%) |
2014 |
11 |
32 |
47 |
- |
11 (100%) |
Показатель эффективности использования современных дистанционных технологий в образовательном процессе на примере МБОУ «Алеко-Кюельская СОШ» Среднеколымского района
Результаты ЕГЭ (русский язык)
Год |
Всего обучающихся |
Средний балл |
Максимальный балл |
Ниже порога |
Выше порога |
2012 |
17 |
47,2 |
61 |
2 (11,8 %) |
15 (88,2 %) |
2013 |
13 |
57,8 |
87 |
0 |
13 (100%) |
2014 |
16 |
48,6 |
65 |
0 |
16(100 %) |
Следовательно, в ближайшем будущем в муниципальных образованиях республики будут организованы новые образовательные сети и межмуниципальные образовательные кластеры, применяющие во взаимодействии современные дистанционные технологии, также в рамках реализации мероприятий по развитию дополнительного образования дистанционные технологии будут широко применяться в деятельности организаций дополнительного образования.
IV
К проблемным вопросам организации ДО в республике можно отнести:
- недостаточное качество Интернет-связи, связанное с территориальными и климатическими условиями;
- дефицит квалифицированных специалистов по технической поддержке в образовательных учреждениях, внедряющих дистанционные технологии.
По вопросам решения этих проблем Правительством республики ведется планомерная работа.